СВЯТЫЕ ВОДЫ
"Как вода освежает и оживляет жаждущего путешественника, так и наше спасение есть чистый источник живой воды".
Архимандрит Никифор. "Библейская энциклопедия".
С постепенным переходом от язычества к христианской вере убеждение в святости и чудодейственной силе воды заметно возрастало. Иисус Христос обрел духовную силу после купания в Иордане.
Усердно стали оберегать на Руси родники, колодцы, озера, особенно расположенные вблизи монастырей. Все они имели свою легенду, историю возникновения. Источники, проявленные чудесным образом, явились хранителями и раздавателями таинственных целебных сил, они освящались церковью, возле них всегда ставили часовенки с образом Богоматери и теперь стали восстанавливать разрушенные ранее.
В православной литературе немало страниц посвящено святой воде. "Мы впервые окунаемся в освященную воду в крещение, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Эта вода в крещении омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе".
Не всегда вода нуждалась в освящении. Были времена, когда все на земле было чисто и свято, Иисус Христос впервые после грехопадения человека, сам крестившись в реке Иордан, совершил освящение воды. В январе весь православный народ торжественно и радостно отмечает праздник Святого Богоявления, Крещение Господня. Христос после погружения в Иорданские струи, выходя из воды, явил миру Свое Божество. Отверзлось небо, и Дух Святой в виде голубя сошел на Христа, и был глас Отца Небесного: "Сей есть Сын Мой возлюбленный..." - сказано в Евангелии от Матфея. И с того времени Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость.
Издревле праздник Богоявления называется также днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить "сидящих во тьме". В русской церковной практике 19 января из городских и сельских храмов совершаются торжественные крестные ходы с крестом, Евангелием, светильниками и хоругвями на так называемую "Иордань", устраиваемую обычно на реке или в другом водоеме для совершения здесь Великого водоосвящения. Всех присутствующих на "Иордане" священник окропляет святой водой.
В этот день каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню возле икон, с молитвою причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи. Крещенская вода принимается натощак. Святая вода очищает душу и тело, гасит пламя страстей, отгоняет злых духов - вот почему окропляют святой водой жилище и всякую вещь.
Во многих местах на Руси, несмотря на крещенские морозы, существует обычай купаться в этот день на реке в проруби. Купанию приписывается целебная и очищающая от многих грехов сила. Купаться в этот день может не каждый, а только тот, кто имеет несомненную веру в Бога, превосходящую страх простуды и болезни. Славная традиция поддерживается и сегодня.
Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая Богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто только что почерпнута из живого источника. Крещенская вода - это святыня, ее хранят в святом углу дома.
"Не человек, не священник освящает воду в этот день - ее освящает сам Господь. Именно поэтому в полночь на Крещение можно набрать воды из реки, из озера, из колодца, в любом месте и из любого источника - и она будет обладать свойствами святой воды", - пишет Д. Орехов и приводит пример того, что вода, набранная в стакан на Крещение, сохранилась свежей, в других стаканах с водой из того же крана, наполненных в последующие дни, она быстро испортилась и дала мутный осадок.
Священномученик Ипполит Римский говорил: "Какой дар столько необходим для нас, как вода? Водою все омывается, и питается, и очищается, и орошается".
Вернуться к оглавлению
|