Мифы народов мира
"Главной потребность для жизни - вода и
хлеб, и одежда, и дач, прикрывающий наготу".
И а с у с, сын Сирахов (Сир XXIX, 24)
С древних времен, с момента божественного появления человека, он был приобщен, как и все живое на земле, к чистой воде. Можно без ошибки утверждать, что у каждого рода-племени, у каждого народа с тех же незапамятных времен бытовало представление и убеждение в том, что есть заповедные, животворящие родники и воды, несущие исцеление занемогшему человеку, и в том, что эти дары природы ниспосланы богами. Вот это свойство планетарной воды и послужило побудительным мотивом к написанию данной книги.
Замечу сразу: сказания и поверья древних народов в немалой степени верны по своей сути и назначению, Читатель заметит, что у разных, порой далеких друг от друга, народов они часто сходны и как бы переливаются друг в друга. "Вода - это жизнь", - гласит старая восточная пословица. Пресная вода - источник, творящий живое и обеспечивающий его сохранение. В библейской книге Иисуса, сына Сирахона, сказано; "Главная потребность для жизни - вода и хлеб, и одежда, и дом, прикрывающий наготу".
Мысль пророка несколько в ином выражении подтверждает Кацудзо Ниши: "Ешьте лишь в том случае, если голодны. Лучше пропустить прием пищи, заменив ее водой. Вода - это еда".
В. М. Тарасонов изучал медицинские символы древних народов, в частности, символ чаши - древнейший символ для использования питьевой воды. В жарких засушливых или пустынных регионах планеты, по его убеждению, "зависимость жизни от воды обусловила становление понятия о зависимости течения и сохранения жизни от подачи дождевой воды. Этим самым пресная вода превращалась в знак судьбы и прорицания - в знак жизни. Чаша же, как вместилище этого даруемого небом жизненного начала, превращаюсь в божество: в Шумере и Египте чаша была символом высшего блаженства - подателя небесной воды... Моления о ниспослании воды, нсе-гда сочетавшиеся с просьбой о сохранении жизни и исцелении от недугов, изображались художниками тех времен в сочетании с символом чаши.
Народные сказания ассоциировались у древних народов с такими понятными символами, как "чаша жизни", "чаша счастья", "чаша терпения", "чаша страдания". Видимо, исходя из этого, говорят: "Пусть дом будет полная чаша", "Испить чашу до дна*, "Да минует меня чаша сия" и т. п.
С древнейших времен люди связывали с водой понятия об очищении от всякого загрязнения: не только от внешнего, но и от внутреннего. Холодную, горячую, морскую, родниковую, колодезную воду признавали целебным средством. Это было универсальное лекарство от всех болезней: водой можно смыть телесную грязь, ею же "залить" злые начала, вызывающие болезни и саму болезнь, охватившую душу и тело. Особо почитали обладающими наибольшей целебной силой дождевую воду и росу, которые были для древних людей символом неба. У многих народов особенно целебной считали воду, собранную в сосуды во время дождя, когда на небе была радуга".
В медицине прошлого врачу признавалось обязательным знать лечебные свойства воды. Шумеры само слово "врач" обозначали как "знающий воду". Позже мусульмане особенно ценили медные чаши, изготовленные в Мекке и исписанные изречениями из Корана. Глоток воды из такого кубка был наиболее эффективным средством лечения от страха.
В мифах справедливо вода обозначена как важнейший элемент основы мироздания, будучи исходным состоянием организации земли, племени, жизнесохранения. Самой популярной у индоевропейских народов была и теперь еще сохраняется языческая вера в брачный союз Неба-Отца и Земли-Матери.
В китайском восприятии мира признана амбивалентность двух начал: категории "инь" - воды - и категории "янь" -огня в оппозиции к воде. В мифологии Китая есть фантастическое существо Лун, его считают тотемом ряда древних племен. Он является повелителем туч и дождя, рассматривается как повелитель грозы, как символ соития неба и земли. Это слияние неба и земли олицетворяет дождь. В древнем Китае в честь Лун возводили храмы вблизи озер, рек, колодцев. К нему обращались за помощью мореходы, рыбаки и водоносы.
Мотивы мужского и женского природного совмещения демонстративны, например, в образе древнеиранской мифологии Ардвисура Анахита ("могучая", "беспорочная") - богини воды и плодородия, В священной книге зороастризма "Авеста" она первоначально явилась источником всемирных вод, бегущих с вершины мировой горы в иараве спета. В мифе она описывается как прекрасная лева, тоскующая по богатырю, который прославит ее. О ней сказано: "Она для меня делает благом и воду, и семя мужей, и утробу жен, и молоко женской груди".
Армяне в древности высоко почитали Астхик ("звездочка"). Она была богиней плотской любви и богиней воды. Конечно, она была красавицей. И когда ночью она купалась в Евфрате, парни зажигали огни на горе, чтобы увидеть обнаженное тело прелестной богини. Но она, смеясь, покрывала русло и долину реки туманом.
Язычники считали: от соприкосновения этих великих и любящих, взаимопоглощающих и насыщающих друг друга вселенских начал произошел человек и все сущее на земле.
Вернуться к оглавлению
|