МИФОЛОГИЯ АДЫГОВ
"Очаг - сердце дома, родник - сердце аула".
Горская поговорка.
Религиозные языческие верования и фольклор адыгов, несмотря на долгое отсутствие у них письменности, хорошо сохранились. К сожалению, ограничусь только очень маленьким отрывком из сказаний о воде.
Шора Б. Ногмов (1794-1844), выдающийся просветитель, филолог и историк, автор книги "История адыгейского народа", все родники от Анапы до Приэльбрусья назвал "Инал-и-псин", иначе "родниками Инала", легендарного родоначальника всех черкесских князей.
Сегодня все читатели знают минеральную воду нарзан, что по-черкесски означает "богатырский напиток" Нарт-Сана из "священного Кисловодского колодезя". Само слово "нарзан" и есть видоизмененное Нарт-Сана. В старые времена, рассказывает автор, отважные витязи "питье священной рыцарской воды" справляли по особому ритуалу, сопровождая прием нарзана важной церемонией.
Пешком и на повозках добирались люди к теплым водам - Псыфабэ - Горячий Ключ (Псы - "вода", фабэ - "теплая"). Здесь у источников страждущие принимали ванны в небольших бассейнах, обустроенных деревянными срубами, или в копаной яме, заполненной целебной водой.
Хан Гирей, тоже известный просветитель и общественный деятель XIX века, перечисляя главных языческих богов, на третье по значимости место поставил Пскоашь (у более поздних авторов - Псыгуащ, Псыхо-Гуаща) - княгиню вод. Ее именуют еще хозяйкой, госпожой или девой, девицей речных вод. "Если бы черкесы знали живопись, то, конечно, божество это изобразили бы в виде прекрасной богини, ибо их воображение представляло княгиню вод девицею". Первоначально Псыхо-Гуаща равнялась по значению Шибле, богу грома, аналогу русского Перуна. Наряду с ним она ведала дождями.
У каждой реки была своя княжна. Эти княжны отдаленно сходны со славянскими русалками: по ночам выходят на берег, садятся на траву и расчесывают свои роскошные длинные волосы. По легенде, они необычайно красивы, и эта красота заводит путников в пучину бурных рек, где они тонут. Или, заманив человека в воду, так защекочут его, что он умирает. У них юное лицо, вместо рук - ласты, вместо ног - рыбий хвост. Они могли околдовать человека и вступить с ним в тайную любовную связь. Но в таком случае был неизбежен трагический финал. По другой легенде, они были уродливы, как русская Баба-яга, и отличались особенной жестокостью.
Здесь явно присутствует злой гений воды. Он вызван стихией бурного горного потока с катастрофическими разливами рек при таянии снегов или ливнях.
В фольклоре присутствовало и такое жуткое чудовище, как владыка рек и озер Благъуэ. Он был похож на крокодила и имел самый свирепый кровожадный нрав, требуя на съедение девушек, чем доставлял много мороки жителям, искавшим пути к спасению красавиц.
Был в адыгской мифологии и Сеосерес, великий путешественник, во власти которого находились ветры и воды. Он был надежным покровителем домашнего скота и особенно почитался субэтносами адыгов - шапсугами и натухаевцами. В качестве предметного божества его делали из молодого грушевого дерева, срезав грушу в лесу и обрубив сучья, и хранили в каждом доме.
Авторы статей в книге "Религиозные верования адыгов", изданной Майкопским государственным университетом, приводят массу любопытных поверий о воде. Почитание воды в народе было настолько высоко, что люди, родившиеся в долине одной реки, считались родственниками, а женщины, перешедшие вместе через одну речку, становились сестрами.
Были клятвы водой, особенно распространенные среди женщин: "Богу принадлежащей, вот этой рекой, руслом реки - клянусь!" Греческий писатель II века Максим Тирский сообщал о местах, предках адыгов, что люди эти поклонялись Меотиде (Азовскому морю) и клялись ее именем.
При засушливой погоде молодые люди с молитвами на устах просили покровительницу вод о ниспослании дождя. При этом они обливали друг друга водой, демонстрируя божеству, что оно также должно пролиться дождем. На воде гадали. Бросали в воду золотые и серебряные мелкие изделия, монеты или цветные камешки, высматривая в них при игре светотени своего суженого. Было глядение в воду. Призывая Аллаха, подолгу всматривались в воду и ждали появления лика возлюбленного.
С помощью воды древние адыги прогнозировали погоду. Если, например, шум воды доносился сверху, то это было предзнаменованием ясной погоды. Если снизу - дождливой. Определяли новое место для поселения, постройки жилища. Для этого вровень с землей ставили в выкопанную яму ведро или горшок, до краев заполненные водой. Утром смотрели: если воды не убавилось, место признавалось удачным, счастливым; если уровень снижался хоть на самую малость, место признавалось недобрым, бедовым.
Бытовало поверье: увидеть во сне мутную воду, разлив реки, шторм на море - все не к добру. Запрещалось отпивать воду из ведра, пока ее не донесли до дома, иначе счастье уйдет к другим. Нельзя было окликать ушедшего за водой, подавать неполную чашу воды - счастье будет неполным. Освященная молитвами вода с добавками отваров из растений использовалась в лечебных целях. Водой, в которую кузнец погружал раскаленное железо, лечили в сопровождении молитвы детей и беременных женщин. Так же лечили домашний скот и птицу.
Магические обряды проводились в священных рощах, под вековыми деревьями (выше всех почитался дуб), около источников, в долинах рек и на берегу Черного моря. В этих местах источникам приписывали целебные свойства, и считалось возможным использовать их при излечении страдающих от разных болезней. Воды были освящены великим Богом Тхьэ и божествами земного пантеона. К таким источникам относятся Мацеста, Кисловодск, Пятигорск, Майкопские источники. Горячий Ключ и другие.
У каждого субэтноса были свои культовые реки, их считали покровителями и почитали их. Отправлявшиеся на войну обязательно брали с собой в пузырьках воду из этих рек. Считалось, что эта вода обладает магической силой: способна отвести смерть, обеспечить хороший исход войны. Приписывалось воде и целебное значение: поили и обливали больных, произнося молитвы: "О, Тхьэшхо, о Мэзгуаш, вымывай дух шайтана", так как болезни в организм человека, по представлениям древних, в основном заносили шайтаны.
С проникновением на Северный Кавказ ислама языческие верования были в определенной мере ассимилированы, языческое почитание "живой" воды было заменено святой водой из Мекки и Медины, которую приносили хаджи-богомольцы. Но некоторые наиболее глубокие народные поверья бытуют и в наше время. (Богов, действа которых связывались с морем, оставляю за рамками книги).
В период Кавказской войны натухаевцы под давлением царского правительства Российской империи и непринятия предложенных им условий переселения "с гор на плоскость", т. е. равнину, в 1864 г. в основной массе переселились в Турцию. Они, не желая оставлять свои священные деревья, вырубали их, распиливали на куски и везли с собой, многие источники засыпали песком и землей, чтобы никто не мог осквернить их священные памятники. Ныне следы многих священных родников потерялись.
Вернуться к оглавлению
|